FINGER PLAYS AND ACTION VERSES FOR CHILDRENhttp://www.nncc.org/Curriculum/fingerplay.html |
Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе. Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять – семь предметов ежедневно; большой объём и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения ( традиционная жёсткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовая ситуация контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: - частую смену позы, - потягивание, - встряхивание руками, - зевота, - закрывание глаз, - подпирание головы, - остановившийся взгляд, - ненужное перекладывание предметов, - разговор с соседом. - увеличение количества ошибок с соседом, - не восприятие вопроса, - задержка с ответом, - частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. Сохранение здоровья ребёнка начинается с организации всего учебно – воспитательного процесса. В частности с расписания уроков. Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количества подготовок ученика к урокам за счёт спаренных часов, которые позволяют учителю организовать « погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа». Мы знаем, что самые продуктивные уроки – со второго по четвёртый. Но в расписании не может не быть 1-го. 6-го и даже 7-го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очерёдность своего урока, но, что очень важно, какой он по счёту в учебном процессе. Если в расписании ваш урок стоит за предметами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учётом этих обстоятельств. Например, в понедельник, в каком - то классе последний урок – математика. Как же учителю добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению. 1. Работа в парах или в мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую. 2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нём. Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность заложены в самой системе; покажи, на что похожа эта буква, нарисуй своё восприятие предмета, изобрази своё настроение, отношение к уроку, к теме и т. Д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре не зависимо от сознания ребёнка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие рук или сигнальных карточек различного цвета, обозначающие «да» или «нет», «прошу слова». Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы соревнования благоприятно действуют на здоровье детей. Один из приёмов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три – шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. «Уроки – праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребёнок вовлечён в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно – воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. Здоровьесбережения служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Сознательно и целенаправленно способствуют укреплению здоровья учащихся выполнения практических заданий, включая различные группы мышц, происходит развитие моторики рук и пальцев. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространённый педагогический приём наказания домашним заданием повышенного объёма или сложности. Чаще всего, если ребёнок не справляется с домашним заданием два – три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объём и сложность с возможностями ученика. Приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трём уровням, то есть ребёнок пусть сам выбирает себе объём задания по силам. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры – считалки на переменах, подвижные игры в продлённых группах, вся система культурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями. Урок – главная составная часть учебного процесса. Для учащегося – это сложная работа,45 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно – двигательного аппарата, кистей рук и т. Д. Одной из используемых и очень эффективных, является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Упражнения выполняются сидя в течение 3 -5 минут. 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох (5 – 6раз); 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки (5 – 6 раз); №. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение (5 – 6 раз); Поднять глаза кверху, сделав ими движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки (5 – 6 раз); Руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы руки опустить (выдох), (4 -5 раз); Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 3 секунды, перевести взгляд на кончик носа 3 – 5 секунд (6 -8 раз); 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. Если систематически выполнять это упражнение, то оно не займёт на уроке много времени. Необходимым аспектом здоровьесберегающих технологий является соблюдение гигиенических требований (тепловой и световой режим, проветривание кабинета, чистота учебного помещения). Пропаганда здорового образа жизни может находить отражение во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Например: проектная деятельность на интегрированных уроках обществознания, истории и информатики. Учащиеся разрабатывают проекты на темы: «Вредные привычки», «Экология и мы», «Здоровый образ жизни», «Курильщик - сам себе могильщик» и другие. На примерах знаменитых исторических личностей (А.В. Суворов, Л.Н.Толстой, И.И.Пирогов и др.) пробуждать интерес к здоровому образу жизни. |
I'll touch my chin, |